Средства ведения информационного противоборства. Информационное противодействие

Помимо антитеррористической (силовой) составляющей, противодействие терроризму включает в себя и профилактическую (превентивную) работу.

Если антитеррористическая составляющая направлена на уничтожение или обезвреживание действующих участников незаконных вооруженных формирований (НВФ), то профилактическая работа нацелена на нейтрализацию потенциальных террористов и их пособников, составляющих социальную базу терроризма.

Практика показывает, что успех в проведении антитеррористических (силовых) операций не всегда приводит к прямому положительному эффекту в профилактической составляющей борьбы с терроризмом. В условиях, когда на силовые подразделения фактически возложена и антитеррористическая и профилактическая работа, успешные и эффективные операции со стороны властей нередко ожесточают молодых участников бандформирований. Более того, ситуация, когда и антитеррористические, и профилактические мероприятия в регионе осуществляют только силовые структуры, при определенных обстоятельствах способны усугубить положение. Практика показывает, что на фоне регулярно проводящихся спецопераций, в ходе которых уничтожаются лидеры террористов, эмиры вилайятов, а также среднее руководящее звено террористического подполья, не удается пресечь сам процессе рекрутирования «рядовых» террористов. На смену одним приходят другие. Надо признать: информационную войну террористические силы и их союзники на Северном Кавказе в настоящее время выигрывают. В общественном мнении республик Северного Кавказа не создано атмосферы нетерпимости к боевикам и их сообщникам. Зачастую случается наоборот: боевиков пытаются оправдать, создавая им образы борцов с коррумпированной системой. Для молодых людей, не имеющих работу и покровителей, да еще находящихся под негласным наблюдением милиции, выход якобы один – «…уходить в лес».

Следует отметить, что в информационном противостоянии у террористов и их пособников есть и свои «адвокаты». Например, стало правилом, когда успешные антитеррористические операции в Дагестане, Кабардино-Балкарии и Ингушетии с подачи ряда правозащитников и блогеров именуются «зачистками» и «целенаправленным уничтожением гражданского населения». Этот деструктивный тезис используется даже некоторыми журналистами, регулярно указывающими на недостатки политики федерального центра на Северном Кавказе.

Складывается парадоксальная ситуация. С одной стороны, профилактикой терроризма наряду с антитеррористическими подразделениями должны заниматься (и отчасти этим как будто занимаются) традиционные для северокавказских народов институты гражданского общества: тухумы, тейпы, фамильные советы, советы старейшин, молодежные сообщества, известные спортсмены, блоггеры и т. д. С другой стороны, эти же «неформальные институты», зачастую, наоборот, работают на увеличение социальной базы терроризма, распространяя деструктивные мифы о том, что «…Россия хочет очистить Северный Кавказ от мусульман».

В этом контексте информационная составляющая профилактической борьбы с терроризмом выдвигается на одно из первых мест. Эффективная профилактическая работа по противодействию терроризму может оказать влияние на уменьшение его социальной базы. Однако складывается впечатление, что пока специалистами не осознана в достаточной степени необходимость целенаправленной систематизированной профилактической работы, способной повлиять на существенное уменьшение социальной базы терроризма .

Информационная составляющая в противодействии терроризму на Северном Кавказе в настоящее время включает:

  • информационную политику федеральных печатных и электронных СМИ по освещению антитеррористических операций, проводимых на территории СКФО;
  • работу региональных СМИ по противодействию терроризму и экстремизму;
  • деятельность пресс-служб федеральных органов и региональных управлений исполнительной власти (МВД, ФСБ).

Однако этих трех составляющих недостаточно. Нужны точечные информационные «инъекции», способные формировать негативный образ террористов. Не скоординированная и бессистемная информационная составляющая в противодействии терроризму на Северном Кавказе привела к серьезным потерям на информационном поле. Если в военном противостоянии сильны силовики, то информационное противостояние в республиках Северного Кавказа выигрывают деструктивные силы. Это подтверждают и уже укоренившиеся среди части населения идеологические штампы. В частности, часть населения северокавказских республик уверена, что нынешняя фаза антитеррористической операции является механизмом отмывания средств федеральными силовиками, прикомандированными к региону. Многие говорят о том, что Северный Кавказ для России важен именно как «стратегический очаг напряженности», где одни народы (как правило, христиане) натравливаются на других (мусульман).

Эти стереотипы репродуцируются оппозиционными СМИ, рядом некоммерческих организаций, а также некоторыми представителями региональных политических элит.

Можно утверждать, что на Северном Кавказе, к сожалению, сложилась хорошо отлаженная и почти безупречно работающая схема информационного противодействия антитеррористическим силам. Механизм противостояния работает по одной и той же «дорожной карте». В Дагестане, Кабардино-Балкарии и Ингушетии после задержания или уничтожения террориста или подозреваемого лица стартует активная информационная атака на силовиков. Антитеррористические силы (силовики) обвиняются, как правило, в таких «смертных грехах» как превышение полномочий, внесудебные казни, убийства мирных жителей, незаконные задержания. В активный и хорошо отработанный процесс дезинформирования вовлекаются: родственники уничтоженного или задержанного; адвокаты - защитники участников незаконных вооруженных формирований (НВФ); журналисты; правозащитники - сотрудники некоммерческих организаций; блоггеры; активные пользователи Интернета. В ряде случаев, к процессу подключаются представители и региональных политических элит. Как правило, акторами-участниками этого деструктивного процесса активно распространяется информация о том, что задержанный или уничтоженный является жертвой произвола властей. Часто используются такие фразы - идеологические штампы как: «внесудебные казни», «…убитый силовиками», «…жертва милицейского произвола…» и т. д. Фактически деструктивным силам на Северном Кавказе удалось навязать антитеррористической коалиции свои правила ведения информационной войны. Как правило, антитеррористические силы вынуждены оправдываться или опровергать дезинформацию.

Можно с уверенностью утверждать, что в ряде субъектов Северо-Кавказского федерального округа сложилась уже устойчивая «около террористическая» инфраструктура. И в этой инфраструктуре серьезную позицию занимает именно информационная составляющая. Точнее - дезинформационная.

В этой связи считаем необходимым обратить внимание на ряд недостатков информационной составляющей борьбы с терроризмом. Во-первых, акторы информационного противостояния с терроризмом ведут информационную кампанию против действующих террористов и незаконных вооруженных формирований, забывая при этом потенциальных боевиков - молодых десоциальных молодых людей, составляющих социальную базу терроризма в республиках Северного Кавказа. Во-вторых, в процесс информационного противостояния терроризму вовлечены исключительно государственные органы. В отличие от противников, в информационной войне на стороне властей практически не участвуют некоммерческие организации, известные блоггеры, адвокаты, родственники жертв террористических актов, адвокаты. Не проявляют себя также соответствующим образом ни тухумы, ни тейпы, ни фамильные советы. Иными словами, «антитеррористическая сторона» не привлекает к информационной войне «активное гражданское население», которое в условиях Кавказа представляют как современные, так и традиционные структуры и институты.

Между тем, только сформировав широкую гражданско-государственную коалицию, можно надеяться наизменение ситуации на информационном поле противостояния терроризму на Северном Кавказе.

Еще на одну составляющую современного информационного противостояния в северокавказском регионе необходимо обратить внимание особо. Одними из активных акторов информационной войны являются пособники террористов, проживающие не на базах боевиков в горно-лесистой местности, а в населенных пунктах. Это, как правило, молодые люди (работающие или не работающие), которые осуществляют разовые поручения руководителей незаконных вооруженных формирований - амиров. Но это не единственная и даже, может, не главная их задача. Дело в том, что они выполняют роль неких «политинформаторов», осуществляя «информирование» молодых людей о том, что «…Россия - неправильная страна кяфиров, мунафиков и муртадов и единственный выход из ее состава и построение шариатского государства…». Помимо информационной работы они создают условия для рекрутирования молодых людей в состав участников незаконных вооруженных формирований, а некоторые их них непосредственно осуществляют рекрутирование в состав участников бандформирований. Практика рассмотрения уголовных дел по статье 205 УК РФ «терроризм», показывает, что большинство из них из потенциальных превращаются в реальных «лесных» участников незаконных вооруженных формирований.

Целью информационной составляющей борьбы с терроризмом является уменьшение социальной базы терроризма а также формирование негативного образа участников незаконных вооруженных формирований среди населения республик Северного Кавказа .

К работе по информационному противодействию терроризму необходимо привлечь:

  • авторитетных старших; выходцев из республик Северного Кавказа, получивших признание в других регионах и не утративших авторитета среди своего народа;
  • представителей некоммерческих организаций;
  • известных блогеров;
  • бывших террористов, находящихся в местах лишения свободы;
  • родителей и родственников террористов;
  • родителей и родственников погибших в специальных операциях силовиков;
  • известных спортсменов.

Необходимо охватить максимально большое информационное пространство и действовать на опережение. Что имеется в виду?

Первое. Информационная деструктивная деятельность участников незаконных вооруженных формирований и их пособников имеет региональный аспект. Террористы, находясь в различных вилайятах «Имарата Кавказ», как правило, не взаимодействуют друг с другом непосредственно. Соответственно, и информационная деструктивная деятельность имеет свои региональные особенности. Зачастую то, что имеет значение для потенциального участника незаконных вооруженных формирований в Ингушетии, может не возыметь действия в Дагестане или Кабардино-Балкарии.

Второе. На Кавказе очень большую, а в ряде случаев определяющую роль имеет родственно-фамильно или тухумо-тейповые узы. В этом контексте бывает очень трудно подчас найти общий язык выходцу из горной Чечни с уроженцем равнинного Надтеречного района той же республики. Точно так же жители Ингушетии разделены на «назрановцев» и на «батлаков». То, что может обратить в террористы «назрановца», возможно, не возымеет действия на жителя селения Сурхахи.

Следует отметить, что идеологи и ньюсмейкеры терроризма учитывают это обстоятельство и стремятся информационно не только объединить, но и отчасти «стандартизировать» такие разные по своим социальным связям и традиционной ментальности горные районы и анклавы. Например, такой одиозный террорист как Саид Бурятский (Александр Тихомиров) осознавал это и активно стремился объединить террористов не только идеологически, но и информационно, то есть создать единую информационную террористическую сеть.

Поэтому при формировании стратегии информационного противодействия терроризму необходимо руководствоваться принципом, универсальной методики противодействия терроризму, которая бы использовалась во всех субъектах Северо-Кавказского федерального округа, но с учетом локальных традиционно значимых особенностей.

Стратегия информационного противодействия терроризму должна состоять из следующих этапов-методов:

  1. Регулярный анализ ситуации (контент-анализ региональных и федеральных СМИ). Цель этого этапа-метода – выявление «проблемных зон» в освещении антитеррористической работы на Северном Кавказе. Следует отметить, например, что помимо электронных СМИ, северокавказскую террористическую проблематику регулярно освещает газета «Коммерсант». Но работа по освещению проблемы в этом издании носит информативно-нейтральный характер и начисто лишена идейной антитеррористической нагрузки. Здесь нет комментариев специалистов-террологов, иногда опускаются подробности, характеризующие террористов как откровенных моральных уродов.
  2. Необходимо научно-экспертное сопровождение антитеррористической деятельности на постоянной основе, включая мониторинговые социологические исследования (массовые, экспертные, фокусные и т.д.) в средних и высших учебных заведениях, некоммерческих организациях, региональных общественно-политических организациях, средствах массовой информации Северо-Кавказского федерального округа .

    Целью реализации этого этапа является выявление примерного процента населения, симпатизирующего участникам незаконных вооруженных формирований. Успех реализации данного исследования зависит от качества подготовки анкеты и вопросов экспертного интервью. Аналогичные разовые опросы силами местных социологов уже проводились, и результаты исследований показывают - наличие проблемы очевидно. Молодые люди открыто симпатизирую участникам незаконных вооруженных формирований.
  3. Экспертный анализ уголовных дел, рассмотренных судами в отношении участников незаконных вооруженных формирований. Результаты этой работы должны стать основой для подготовки материалов-публикаций в электронные и печатные средства массовой информации. Часть материалов носит закрытый характер, но их обнародование (в допустимых пределах) необходимо, так как будет раскрывать истинную сущность террористов. Важно, чтобы эта работа носила регулярный системный характер и имела координирующее звено.
  4. Регулярное проведение круглых столов по проблеме противодействия терроризму, экстремизму и сепаратизму именно на Северном Кавказе. Кстати, этот метод активно используется представителями некоммерческого сектора, критикующими политику федеральных властей на Северном Кавказе. Эффективность этого метода очевидна, потому что с помощью его реализации формируется горизонтальная сеть единомышленников.
  5. Необходимо учреждение северокавказского антитеррорстического Интернет-портала. Помимо информации об антитеррорстической деятельности здесь целесообразно размещать информацию о людях, погибших в борьбе с террористами, защищая целостность страны. Здесь же можно размещать биографии террористов. Анализ показывает, что практически все они имеют криминальное прошлое. Реализация этого этапа-метода также будет способствовать созданию горизонтальной антитеррористической сети в республиках Северного Кавказа.
  6. Для молодежи необходимо организовывать встречи с авторитетными общественными деятелями, способными показывать деструктивность террористической и экстремистской деятельности .
  7. Одним из важных методов информационного противодействия терроризму должна стать грантовая деятельность региональных и местных властей республик Северного Кавказа, базирующаяся на идее российской гражданской идентичности, нетерпимости к терроризму и миру на Кавказе. Стоит отметить, что в настоящее времяна Северном Кавказе очень сильно развит как раз антироссийский (антифедеральный) общественный сектор. Некоммерческие организации региона, получающие финансирование из-за рубежа, осуществляющие, как правило, правозащитную деятельность, фактически работают на подрыв авторитета местной и федеральной власти. Эти институты гражданского общества уже очень продолжительное время формируют протестное гражданское общество на Кавказе, имеющее тесные контакты с зарубежными организациями. Этой деструктивной деятельности надо противопоставить грантовую политику региональных и местных властей. Поддержка грантами на конкурсных условиях общественных организаций - один из самых эффективных методов формирования сторонников того или иного общественного или политического направления. Анализ показывает, что в регионе нет ни одной активной некоммерческой организации, работающей на укрепление российской государственности или пропагандирующей борьбу с терроризмом, сепаратизмом или экстремизмом. В свою очередь, существует большое количество деструктивно работающих некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на формирование профессионального протестного движения.
  8. Особенностью деструктивной информационной работы террористов и их пособников является то, что в их поле зрения, как правило, попадают социально незащищенные молодые люди, воспитывавшиеся в неполных семьях. Материалы допросов участников незаконных вооруженных формирований подтверждают этот тезис.

Поэтому для предотвращения рекрутирования людей в состав бандподполья было бы целесообразным формирование банка данных социально незащищенных молодых семей и молодых людей, не имеющих условий для достойного существования. В населенных пунктах Северного Кавказа эта работа не будет не выполнимой или очень трудоемкой для региональных органов социальной защиты. Имея такой банк данных, можно было бы очертить круг потенциально уязвимых для вовлечения в террористическую деятельность лиц.

Параллельно необходимо вести работу по информированию молодежи (кстати, не только социально незащищенной, но и обеспеченной ее части) об опасности участия в незаконных вооруженных формированиях. Необходимо разработать памятку-информацию «Что делать, если тебе предложили стать террористом» . Молодые люди часто попадают в «террористический капкан», из которого, по их мнению, выхода уже нет. Но необходимо разъяснять, что чем раньше уйти из под опеки участников незаконных вооруженных формирований, тем безопаснее. Причем памятка- информация должна быть написана и на национальных языках и на русском. Памятка должна быть подписана также каким-то уважаемым в регионе лицом.

В целом, становится очевидно, что без радикального реформирования информационной составляющей в системе мер по антитеррористической деятельности едва ли стоит ожидать заметных успехов на этом направлении.

По нашему мнению следует различать информационное противоборство (борьбу) в широком (во всех сферах) и узком смысле слова (в какой либо сфере, например в политической сфере).

Информационное противоборство (борьба) – форма борьбы сторон, представляющая собой использование специальных (политических, экономических, дипломатических, военных и иных) методов, способов и средств для воздействия на информационную среду противостоящей стороны и защиты собственной в интересах достижения поставленных целей.

Основные сферы ведения информационного противоборства:

Политическая,

Дипломатическая,

Финансово-экономическая,

Инновационная

Военная.

Геополитическое информационное противоборство (ГИП) – одна из современных форм борьбы между государствами, а также система мер, проводимых одним государством с целью нарушения информационной безопасности другого государства, при одновременной защите от аналогичных действий со стороны противостоящего государства.

Геополитический стратегический политический анализ

ЦЕЛИ:

1. Анализ и прогноз развития ситуации во всех важнейших сферах своего государства и геополитического конкурента – политической, дипломатической, финансово-экономической, военной.

2. Подготовка возможных вариантов и расчет последствий управляющих информационных воздействий.


Геополитическое прогнозирование – процесс разработки научно обоснованного суждения о возможном варианте развития политических событий в будущем, альтернативных путях и сроках его осуществления, а также определение конкретных рекомендаций для практической деятельности в условиях настоящей действительности.

Основные принципы геополитического прогнозирования

системность

согласованность

непрерывность

верифицируемость

альтернативность

рентабельность

Основные задачи геополитического прогнозирования

Избежать нежелательных результатов развития событий

Приспособиться к неизбежному

Ускорить вероятное развитие конкретного события в желательном направлении

Основные методы геополитического прогнозирования

По признаку информационного обоснования

Фактографические

Экспертные

Комбинированные

По принципу обработки информации

1. Статистические (Экстраполяция, Интерполяция, Факторный анализ, Корреляционный анализ).

2. Опережающие.

3. Аналогий (математические аналогии, исторические аналогии).

4. Прямые экспертные оценки (экспертный опрос, экспертный анализ).

5. Экспертные оценки с обратной связью.

Что же лежит в основе геополитического прогнозирования?

На наш взгляд, верен подход о необходимости сценарного анализа мира на основе стратегического анализа.

Этапы процесса управления ГИП

1. Прогнозирование и планирование.

2. Организация и стимулирование.

3. Обратная связь.

4. Регулирование.

5. Контроль исполнения.

Этапы выработки решения в ходе ГИП

1. Оценка обстановки:

Определение состава показателей и критериев,

Оценка достоверности поступивших данных,

Анализ состояния объекта управления,

Анализ состояния субъекта управления,

Анализ отклонений.

2. Целеполагание.

3. Определение замысла решения.

4. Формирование вариантов решения (их должно быть не менее ТРЕХ).


Целью геополитического информационного противоборства является хаос в системах принятия решений и управления противостоящего государства, манипулирование общественным мнением (глобальным, региональным, национальным), а также обеспечение информационной безопасности России для обеспечения эффективного функционирования в мировом информационном пространстве.

Следует выделить два вида информационного противоборства (борьбы): информационно-техническое и информационно-психологическое.

При информационно-техническом противоборстве главными объектами воздействия и защиты являются информационно-технические системы (системы связи, телекоммуникационные системы, системы передачи данных, радиоэлектронные средства, системы защиты информации и т. д.).

При информационно-психологическом противоборстве главными объектами воздействия и защиты являются психика политической элиты и населения противостоящих сторон; системы формирования общественного сознания и мнения, принятия решений.

Информационное противоборство (в политической сфере) включает три составные части.

Первая – стратегический политический анализ.

Вторая – информационное воздействие.

Третья – информационное противодействие.


Стратегический политический анализ – это комплекс мероприятий по добыванию информации о противнике (конкуренте) и условиях информационного противоборства; сбору информации о своих союзниках; обработке информации и обмену ею между членами своего политического содружества в целях организации и ведения действий.

Информация должна быть актуальной, достоверной и полной.

Второй составной частью информационного противоборства является информационное воздействие. Оно включает и мероприятия по блокированию добывания, обработки и обмена информацией, внедрению дезинформации.

Третью часть составляют мероприятия информационного противодействия (защиты), включающие действия по деблокированию информации, необходимой для решения задач управления политическими процессами, и блокирования дезинформации, распространяемой и внедряемой в систему формирования мирового и российского общественного мнения конкурентами (противниками).

Уровни ведения информационного противоборства:

стратегический,

оперативный,

тактический.


В основном, на стратегическом уровне информационного геополитического противоборства должны действовать высшие органы государственной власти России, а спецслужбы и крупный национальный капитал – на оперативном и тактическом уровнях.

Ведущие страны мира в настоящее время располагают мощным информационным потенциалом (прежде всего США, Китай, Великобритания), который может обеспечить им достижение глобальных политических и экономических целей, тем более что отсутствуют международные юридические нормы ведения информационной войны. Кроме того, в конце 20 века активными игроками в сфере информационной войны стали трансекциональные корпорации.

Необходимо также определить содержание понятия «воздействие».

Воздействие – действие, направленное на кого-нибудь с целью добиться чего-нибудь, внушить что-нибудь.

В психологии под воздействием понимается целенаправленный перенос движения и информации от одного участника взаимодействия к другому. Воздействие может быть непосредственное (контактное) и опосредованное (дистанционное, с помощью чего-либо).

Существуют определенные характеристики функционирования информации в обществе: размах циркуляции, время циркуляции, направление движения, эмоциональная окраска информации, способ производства, цель производства.

Именно воздействие является целью производства информации.

Если же говорить о социальных объектах, то к ним можно отнести отдельных индивидов, социальные группы, общество, государство, мировое сообщество. Основными социальными элементами общества являются социальные группы и отдельные индивиды.

Для защиты от негативных воздействий социальных объектов в ходе глобального геополитического информационного противоборства, необходимо создание системы информационно-психологического обеспечения как составной части национальной безопасности России. Данная система должна обеспечить защиту психики политической элиты и населения России от негативного информационно-психологического воздействия (т. е. защите МАТРИЦ СОЗНАНИЯ россиян от негативных информационных потоков геополитических и геоэкономических противников России).

Ее основная задача – обеспечение психологической безопасности политической элиты и населения России.

Информационно-психологическое воздействие представляет собой целенаправленное производство и распространение специальной информации, оказывающей непосредственное влияние (положительное или отрицательное), на функционирование и развитие информационно-психологической среды общества, психику и поведение политической элиты и населения России.

Психологическое и пропагандистское воздействие являются разновидностью информационно-психологического воздействия.

В связи с появлением и ускоренным развитием средств массовой информации резко усилилась роль общественного мнения, которое стало влиять колоссальным образом на политические процессы в обществе, особенности функционирования информационно-психологической среды общества. Поэтому система формирования общественного мнения также является одним из основных объектов информационно-психологического обеспечения. Следовательно, необходимо изучение особенностей формирования и функционирования общественного мнения при вооруженных конфликтах, на основе которого следует выработать практические пути обеспечения психологической безопасности политической элиты и населения России.

Информационное оружие – это устройства и средства, предназначенные, для нанесения противоборствующей стороне максимального урона в ходе информационной борьбы (путем опасных информационных воздействий).

Объектами воздействия могут являться:

1. Информационно-технические системы.

2. Информационно-аналитические системы.

3. Информационно-технические системы, включающие человека.

4. Информационно-аналитические системы, включающие человека.

5. Информационные ресурсы.

6. Системы формирования общественного сознания и мнения, базирующиеся на средствах массовой информации и пропаганды.

7. Психика человека.

Автор считает, что в тех случаях, когда информационное оружие прямо или опосредованно используется против психики человека (или социальной группы), то речь должна идти об информационно-психологическом противоборстве. Практически можно назвать только три объекта воздействия, каждый из которых относится к определенному типу информационного противоборства (в чистом виде). Это информационно-технические и информационно-аналитические системы (не включающие человека) – информационно-техническое противоборство. Психика человека – информационно-психологическое противоборство.

Источники информационных опасностей могут быть естественными (объективными) и умышленными.

Рассматривая теорию информационного противоборства в политической сфере, следует учитывать, что, она происходит на стратегическом, оперативном и тактическом уровнях.

В основном, на стратегическом уровне должна действовать высшая политическая элита, а информационные подразделения различных государственных структур – на оперативном и тактическом уровнях.

В результате последовательных действий сил правопорядка в России удалось снизить остроту террористических угроз. Теперь можно говорить о том, что бандподполье освобождено от одиозных личностей и не способно на масштабные акции. Принятые решения о формировании принципиально новой системы противодействия терроризму во главе с Национальным антитеррористическим комитетом (НАК, Комитет) дают свои плоды . Но общий фон террористической активности в России остается еще на достаточно высоком уровне и всячески поддерживается силами международного терроризма.

Зарубежный и отечественный опыт противодействия терроризму свидетельствуют о том, что силовые методы могут лишь на время устранить угрозу совершения террористического акта, но эта угроза будет сохраняться, пока существует система воспроизводства инфраструктуры терроризма. Ключевыми звеньями этой системы являются идеология терроризма и экстремизма, ее вдохновители и носители, а также каналы ее распространения .

Поэтому одной из главных угроз, и это признают все наши партнеры по антитеррору, является идеология терроризма, распространяемая через Интернет, через проповеди духовенства под прикрытием ислама фундаментального толка, через неофициальные сектантские учебные заведения, лагеря подготовки террористов. Все это говорит о том, что идет напряженное информационное противоборство России с пропагандой терроризма, в рамках которого террористы путем активного воздействия на информационную сферу нашего государства стремятся решить свои преступные задачи, регенерировать свою инфраструктуру и вовлечь в свои ряды новых сторонников.

Руководство страны всегда уделяло серьезное внимание проблеме информационного противодействия терроризму в Российской Федерации.

Так, 19 февраля 2005 г. Президентом Российской Федерации В. В. Путиным был утвержден «План мероприятий по информационно-пропагандистскому сопровождению борьбы с терроризмом и обеспечению общественной безопасности». 7 апреля 2005 года в Комитете по культуре Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации были проведены парламентские слушания «Культура против терроризма. Законодательное обеспечение мобилизации культурного потенциала общества на борьбу с терроризмом». 6 июня 2006 г. состоялось совещание у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д. А. Медведева «О взаимодействии с мусульманскими религиозными организациями».
В июне 2007 г. на заседании НАК был рассмотрен вопрос «О состоянии и мерах по повышению эффективности противодействия идеологии терроризма», создана Межведомственная рабочая группа по противодействию идеологии терроризма (далее МРГ) и предложен комплекс системных мер организационного, правового и методологического характера по противодействию идеологии терроризма и экстремизма. Организована целенаправленная комплексная информационно-пропагандистская деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по противодействию терроризму.

Целью деятельности является снижение до минимума уровня радикализации населения и создание условий для устранения предпосылок распространения террористической и экстремистской идеологии в нашей стране. Ее основные задачи:

Формирование механизмов защиты информационного пространства и населения Российской Федерации от пропаганды терроризма и экстремизма;
. совершенствование системы информационного противодействия терроризму, предусматривающей мобилизацию органов государственной власти, общественных организаций, научных, деловых и творческих кругов для реализации антитеррористических мер;
. формирование социально-политических, правовых и иных основ для эффективного противодействия идеологии терроризма и экстремизма.

Деятельность НАК по противодействию пропаганде терроризма, «радикализации» и рекрутированию носит общий, универсальный характер. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом особенностей обстановки в каждом регионе осуществляют разработку собственных планов (программ), в которых, в частности, предусматривается противодействие пропаганде терроризма по следующим основным направлениям.

Информационно-пропагандистское обеспечение населения в сфере предупреждения и пресечения терроризма ориентировано на повышение бдительности российских граждан, воспитание у них отношения заинтересованности и сопричастности к деятельности государства по противодействию указанным угрозам, побуждении граждан к сообщению федеральным органам исполнительной власти о ставших известными им сведениях о террористической деятельности и о любых других обстоятельствах, которые могут способствовать предупреждению террористической деятельности, ликвидации или минимизации их последствий, что является гражданским долгом каждого .

Большое значение уделяется привлечению к информационно-пропагандистскому противодействию терроризму общественных объединений, научно-исследовательских центров и других институтов гражданского общества.

Сама идея участия каждого гражданина в противодействии терроризму способствует сплочению нации перед лицом реальной террористической угрозы. Государство помогает гражданину в выборе нравственных ориентиров, непреходящих ценностей — уважения к человеку, его правам, семье, отчему дому, Родине. И здесь используется весь имеющийся в распоряжении Российского государства арсенал агитации и пропаганды!

В условиях глобализации информационного пространства большое внимание уделяется информационно-пропагандистскому обеспечению противодействия терроризму в Российской Федерации во взаимодействии со средствами массовой информации .

При совершении террористического акта вслед за первой физической волной террористического взрыва — поражает вторая, еще более мощная — информационная, которая несет нравственный ущерб миллиардам читателей, радиослушателей и телезрителей! Российским государством и журналистским сообществом неоднократно предпринимались попытки установить морально-этические нормы для журналистов, освещающих террористические акты и контртеррористические операции. Так, 11 апреля 2003 г. в Интернете на сайте МИД России была размещена «Антитеррористическая конвенция (правила поведения СМИ в случаях террористического акта и контртеррористической операции)». Седьмым съездом Союза журналистов России 16 мая 2003 года были одобрены «Этические принципы профессионального поведения журналистов, освещающих акты терроризма и контртеррористические операции».
С принятием Федерального закона «О противодействии терроризму» государство сделало еще один важный шаг навстречу журналистскому сообществу. В частности, Национальным антитеррористическим комитетом определен порядок взаимодействия со СМИ оперативных штабов в субъектах Российской Федерации в ходе проведения КТО. Это дает возможность обеспечивать население достоверной информацией на регулярной основе и гарантирует от предвзятости и целенаправленного искажения информации при форсмажорных обстоятельствах.
В целях создания достаточных рычагов влияния на качество информационной продукции и страховых гарантий от ее ангажированности в условиях повседневного идеологического противоборства с терроризмом и экстремизмом государственными органами, представителями гражданского общества, прежде всего сферы искусства, телевидения и кинематографии, ведется кропотливая работа по разработке «Этического кодекса журналиста». Этому вопросу уделяется самое пристальное внимание.

Активно привлекаются Российским государством деятели кино и бизнес-структур к партнерству по созданию образцов высокого искусства, воспитывающего нравственно полноценное поколение. Российский зритель устал от насилия на экране , отмечается востребованность с его стороны в нравственном позитиве кино- и теле-продукции. В рамках этой деятельности идет плодотворный обмен информацией, идеями, ставятся цели по ограждению общедоступного информационного пространства от пропаганды терроризма, «радикализации» и рекрутирования, которые затем достигаются совместными усилиями.

Эффективно используются в антитеррористических целях интернет-порталы федеральных органов исполнительной власти, где размещаются материалы контрпропагандистского характера, изобличающие истинные цели и намерения идеологов терроризма, лидеров бандформирований, а также зарубежных структур, использующих Интернет для пропаганды террора и насилия.
Особое место уделяется противодействию распространению идеологии терроризма через Интернет и другие телекоммуникационные сети .

Работающие на международные террористические группировки специалисты в области информационных технологий прибегают к использованию шифрации, различных условностей, кодов и приемов. Все активнее международными террористическими группировками используется Интернет-телефония, например система «Скайп», телефонные разговоры через которую трудно отследить.

Для пресечения террористической и экстремистской пропаганды в сети Интернет необходимо международное сотрудничество государств, прежде всего, создание необходимой договорной правовой базы, а также выработка механизма реализации такого взаимодействия в соответствии с положениями пункта 12 Глобальной контртеррористической стратегии ООН . Введение только национальных запретительных правовых норм малоэффективно из-за того, что сайты террористической направленности создаются, как правило, в доменной зоне на территориях других стран.

В настоящее время одним из главных направлений совершенствования предупреждения терроризма является информационное противодействие распространению идеологии религиозного и этнонацио-нального экстремизма.

Ислам в России исповедуют более 14 млн. человек, что составляет около 10% всех жителей страны. Зарегистрировано 55 самостоятельных исламских духовных управлений (муфтиятов), действует более 6 тыс. мечетей и молельных домов. Особую угрозу безопасности Российской Федерации представляет исламистские организации, умело использующие проблемные аспекты ситуаций на Северном Кавказе и Центральной Азии для распространения террористической идеологии, приобретения новых источников финансирования, радикализации исламской молодежи и рекрутирования ее в свои ряды. Преследуя собственные интересы в отношении России, религиозно-политические круги ряда зарубежных стран стремятся использовать студенческий канал и молодежь для пополнения рядов международных террористов.

В связи с этим Национальным антитеррористическим комитетом используются продуманные, взвешенные, выверенные тактика и стратегия противодействия пропаганде терроризма и экстремизма, учитывающие многонациональный и поликонфессиональный характер Российского государства и различный уровень социально-экономического развития регионов . Мобилизуются все имеющиеся ресурсы государства и общества на противодействие пропаганде терроризма, «радикализации» и рекрутирования исламской молодежи в террористические организации, привлекаются к этому процессу служители традиционного исламского культа, ученые, деятели культуры и сферы образования, уделяется особое внимание мерам, направленным на искоренение глубинных причин идеологии терроризма, ведется эффективная просветительская работа, направленная на поддержание толерантности в обществе, активно подключаются к этому средства массовой информации.

Вместе с тем, победить терроризм в борьбе за умы и сердца наших сограждан, возможно только преодолев разобщенность и объединив усилия всех заинтересованных государств мира, поэтому, на наш взгляд, на международном уровне необходимо обсудить и выработать:

Международно-правовые механизмы защиты информационного пространства от распространения террористической идеологии, пропаганды насилия, терроризма, «радикализации» и рекрутирования;
. систему международно-правовых мер по защите граждан от негатива информационного пространства, и в первую очередь молодежи, которая является будущем любого государства и наиболее уязвима перед пропагандой террора и насилия;
. международно-правовые критерии определения «вредности» информации, отнесения ее к террористической идеологии. Необходимо найти ответ на этот непростой вопрос, который находится где-то на стыке между свободой слова и целенаправленным деструктивным воздействием на сознание людей.

Литература

Федеральный закон от 6 марта 2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» // СЗ РФ. 2006. № 11. Ст. 1146; Указ Президента России от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму» // СЗ РФ. 2006. № 8. Ст. 897. П. 2.
В.П. Журавель. Актуальные проблемы противодействия терроризму. М.: Право и безопасность. № 2 (27) С. 71-79.
Н.П. Патрушев. Национальный антитеррористический комитет в системе обеспечения безопасности Российской Федерации. М.: Федеральный справочник: политика, экономика, управление. № 11. 2007. 14 с.
Синцов Н.В. СМИ в противодействии терроризму. Материалы 3-й международной конференции «Терроризм и электронные СМИ». Кипр. 2007 г. http://www.nak.fsb.ru. 9 с.
Андреев В. Л., Пюкке С. М. О некоторых аспектах информационного воздействия на этнические образования // Сб. науч. тр. «Iнформацшнi технологи та безпека». Вып. 3. К.: Институт проблем регистрации информации НАН Украины, 2003. С. 134-141.
Н.П. Патрушев. О некоторых особенностях современных вызовов и угроз национальной безопасности Российской Федерации. М.: Российское право. № 7. 2007. 18 с.
Ильин Е. П. Национальный антитеррористический комитет: организация борьбы с терроризмом в Российской Федерации // Сборник материалов научно-деловой программы международного форума средств обеспечения безопасности государства «Интерполитех»: Антитеррор: комплексный подход. АТЦ СНГ М.: 2007. С. 176-185.
В.И. Булавин. О мерах по дальнейшему совершенствованию общегосударственной системы мер противодействия терроризму. М.: Родина. № 12. 2007. 18 с.

В рамках реализации системы мер по противодействию терроризму в Российской Федерации особую актуальность приобретают вопросы информационного противодействия террористической деятельности МТО и бандподполья.

В зависимости от объектов воздействия можно выделить следующие основные способы информационного воздействия террористических структур:

1. Использование деструктивных психологических технологий в процессе личного контакта с потенциальным кандидатом для воздействия на его сознание и формирования у него необходимых установок.

2. Проведение агитации среди верующих, прежде всего среди молодежи, начинающей осваивать основы религии, в местах отправления религиозных культов и выбор вербовщиками потенциальных кандидатов для индивидуальной обработки.

3. Ведение открытой агитационной деятельности в образовательных учреждениях, спортивных секциях и клубах.

4. Ведение лицами, прошедшими боевую и диверсионную подготовку в лагерях МТО и участниками вооруженных конфликтов, агитационной деятельности в местах лишения свободы в целях консолидации осужденных в т.н. "тюремных" джамаатах.

5. Пропаганда в глобальных информационных сетях и использование социальных сетей и мобильных приложений для подбора и изучения подходящих кандидатур для вовлечения в террористическую деятельность.

Вовлечение в террористическую деятельность осуществляется поэтапно и носит комплексный характер.

На первом этапе происходит первичное изучение и проверка надежности кандидата.

На втором этапе проводится вербовочная беседа и ограничиваются контакты с окружением. Создается зависимость от «братьев» -единомышленников и обязательства перед «джамаатом». Все это способствует формированию искаженного (упрощенного) образа действительности. Параллельно проходит обучение террористическим навыкам и правилам конспирации.

На третьем этапе происходит закрепление кандидата, формирование готовности совершить преступление террористического характера.

Специалистами МТО применяются адресные методики воздействия на целевые аудитории. Так, при работе с мужчинами основной акцент вербовщиками делается на героизации воинов «джихада», их военных успехах, необходимости восстановления справедливости и защите «истинных» последователей ислама от притеснения. При идеологической обработке девушек зачастую используется их стремление обзавестись семьей и детьми. Девушек привлекают идеализированные образы супругов из числа истинных мусульман. Мужья – муджахиды, в отличие от российских, не будут пить, курить (что запрещено шариатом), изменять (поскольку вправе заводить легальные гаремы). За мусульманками шариат закрепил право на развод, обязательную долю имущества супругов, возможность в замужестве сохранять девичью фамилию и т.п.).

Конспиративность террористических ячеек, ограниченность контактов и постоянная угроза уголовного преследования усиливают сплоченность и влияния лидера («амира») на остальных членов, способствуют размыванию ответственности за противоправные деяния и недооценке их последствий.

Следует констатировать, что наиболее массовый характер приобретает пропаганда МТО в сети Интернет .

В Интернете регулярно размещаются обращения лидеров бандформирований к «братьям по вере», звучат призывы к вооруженному джихаду и угрозы терактов в отношении сотрудников органов власти и управления. Анализ контента популярных видеохостингов свидетельствует о наличии в свободном доступе значительного массива материалов об идеологии и террористической практике бандформирований СКР.

Интернет-ресурсы бандподполья СКР отличаются привлекательностью графического оформления, оперативностью обновления, продуманностью интерфейса, приоритетной ориентацией на молодежь. Особенностями их технической организации являются: регистрация доменов на подставных лиц, размещение на серверах зарубежных провайдеров, наличие «зеркал» - веб-ресурсов с частично измененной именной группой.

а) видеоролики со сценами совершения боевиками преступлений (терактов, убийств сотрудников правоохранительных органов и др.);

б) обращения участников бандформирований (угрозы должностным лицам органов власти и управления, сотрудникам правоохранительных органов, баяты «амирам» и др.);

в) материалы дезинформационного характера (о социально-политической обстановке, общественных и государственных деятелях и др.).

По направленности экстремистской пропаганды можно выделить следующие формы «информационного джихада» с использованием сети Интернет:

Размещение мультимедийных материалов с критикой российского руководства, органов власти СКР, формированием нетерпимости по отношению к России («кафирской Русне»), пропагандой построения государства с шариатской формой правления;

Распространение фото и видео-изображений действующих и нейтрализованных участников бандгрупп и результатов «шахидских операций»; «героизация лидеров джихада»;

Индивидуальная агитационная обработка пользователей путем распространения выборочных отмененных аятов, якобы призывающих к совершению преступлений, фетв по вопросам джихада и вынесения такфира, а также применения аятов о многобожниках и неверных в отношении мусульман;

Рассылка электронных писем целевой аудитории с призывом к исправлению акиды, «чистому» исламу, джихаду против куфра и ширка, а также рассылка террористических угроз в адрес должностных лиц органов власти и управления, сотрудников правоохранительных структур, представителей СМИ и официального ислама;

Разработка и распространение сетевых компьютерных игр, пропагандирующих идеологию вооруженного джихада.

Следует отметить, что вместо противодействия террористической идеологии бандподполья, основанного на профилактике и пресечении деструктивного информационно-пропагандистского воздействия, органы власти и управления длительное время занимались, главным образом, пассивной антитеррористической пропагандой и борьбой с экстремистскими и террористическими сайтами путем блокирования сетевых адресов в зонах «ru» и «рф».

Вместе с тем полноценное информационное противодействие терроризму (далее – ИПТ) требует новых подходов к пониманию сущности и содержания данного вида деятельности, которые охватывают:

Разоблачение антиобщественного характера базовых идей, взглядов и террористических доктрин;

Подрыв доверия населения к идеологическим постулатам терроризма и формирование негативного отношения к террористическим структурам;

Формирование в обществе устойчивого антитеррористического сознания и поддержки населением антитеррористической политики государства.

Актуальные потребности ИПТ предполагают смещение акцентов с пассивной контраргументации и пропаганды к активному наступательному информационному противодействию конкретным террористическим угрозам и акциям.

На современном этапе ИПТ можно представить в виде комплекса наступательных оперативно-розыскных, информационно-пропагандистских, правовых, организационных и иных мер, направленных на выявление, предупреждение и нейтрализацию негативного информационно-психологического воздействия террористических структур на общественные отношения, а также на противодействие использованию информационно-коммуникационных технологий в террористических целях. Практическая деятельность в данной сфере осуществляется в рамках реализации Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013–2018 годы.

ИПТ возложено, главным образом, на правоохранительные органы и спецслужбы.

В качестве основных задач информационного противодействия терроризму следует выделить:

мониторинг и анализ оперативно значимой информации об устремлениях террористических структур, их ресурсной базе и тактике действий в информационном пространстве, направленных на инспирирование терроризма;

организация и осуществление активных мероприятий по нейтрализации выявленных террористических угроз в информационной сфере;

установление, розыск и привлечение к уголовной ответственности лиц, причастных к созданию и наполнению информационного пространства террористическим контентом;

использование потенциала органов власти, местного самоуправления, общественных и политических структур, образовательного, научного и бизнес-сообществ, религиозных конфессий, СМИ и других институтов гражданского общества в целях изучения и разоблачения террористической идеологии, формирования у населения устойчивого антитеррористического сознания.

Важную роль в решении задач правоохранительных органов по линии ИПТ играют оперативно-розыскные и информационно-пропагандистские мероприятия, которые позволяют снижать активность террористических и экстремистских организаций, минимизировать риск использования религиозных и национальных факторов для дестабилизации социально-политической обстановки в стране.

Оперативно-розыскные мероприятия в сфере ИПТ охватывают:

мониторинг террористических и экстремистских интернет-ресурсов;

оперативную проверку деятельности организаций, имеющих признаки организационной связи с террористическими структурами;

создание с легендированных позиций подконтрольных интернет-ресурсов;

осуществление целевых мероприятий по компрометации деятельности ИННО и МО, деструктивных НКО, организаторов, идеологов и активных исполнителей акций по распространению идеологии терроризма.

В отличие от оперативно-разыскных мероприятий, информационно-пропагандистские мероприятия направлены на недопущение формирования ресурсной базы террористических организаций и формирование антитеррористической идеологии у населения. С этой целью правоохранительные органы:

распространяют антитеррористические материалы в печатных СМИ, на телевидении, в интернет-ресурсах;

принимают меры по недопущению возобновления функционирования информационных ресурсов радикальной направленности, заблокированных Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

проводят информационные акции, направленные на сокращение пособнической базы, на основе легализованных материалов уголовных дел по преступлениям террористической и экстремистской направленности;

организуют профилактические лекции и «круглые столы», оказывают содействие в создании и наполнении контентом антитеррористических порталов учебных заведений;

проводят контрпропагандистские мероприятия в религиозных организациях, учебных заведениях, в ходе массовых мероприятий.

Как уже отмечалось, актуальные потребности ИПТ должны быть адекватны угрозам в информационной сфере и учитывать общественные запросы.

Противодействие пропаганде МТО «ИГ» в России не должно носить характер богословских споров и вскрытия противоречий между террором «халифата» и нормами Священного Корана.

Не нужно разоблачать бесчеловечный и садистский характер боевиков «ИГ», поскольку насилие позиционируется идеологами «ИГ» как требование веры и неизбежное средство обеспечения порядка в государстве. Для террористов и их целевой аудитории насилие приобретает религиозно-оправданный и легальный характер.

В ходе профилактической работы следует делать упор на экономической сущности проекта «Халифат», меркантильности и криминальных связях руководителей «ИГ», их готовности пожертвовать жизнями десятков тысяч сторонников.

Система мероприятий правоохранительных органов в сфере ИПТ должна носить всеобщий характер и дополняться согласованными усилиями всех заинтересованных структур общественного сектора. Задачи ИПТ невозможно решить только с помощью спецслужб и сил правопорядка. Комплексная защита информационного пространства Российской Федерации от террористических идей должна строиться на основе эффективной работы СМИ, молодежной и образовательной политики в условиях скоординированной работы всех органов государственной власти и институтов гражданского общества.

Современный этап мирового развития характеризуется тем, что собственно информация, средства информатизации и связи, а также общественные отношения, складывающиеся в процессе сбора, обработки, хранения, передачи и распространения информации оказывают непосредственное и все более возрастающее влияние на экономическое, социальное и духовное развитие как отдельных государств, так и мирового сообщества в целом. Это свидетельствует о том, что в современных условиях информация и управление ею становится основанием и главным инструментом достижения целей в новом мироустройстве. Официально об этом было заявлено 22 июля 2000 года в Японии в ходе подписания руководителями восьми ведущих стран мира «Окинавской хартии глобального информационного общества». В этом документе продекларировано, что «информационно-телекоммуникационные технологии стали одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI века.

Таким образом, на официальном уровне заявлено о вступлении мировой цивилизации в период своего развития, получившего название «информационного общества». По данным ЮНЕСКО объем современного рынка информационных услуг и технологий в настоящее время превышает 2 трлн. долларов и составляет 15% мировой торговли. В России только объемы реализации средств вычислительной техники и информатики оценивается более, чем в 1,5 млрд. долларов в год, а с учётом продаж программного продукта – около 4,5 млрд. долларов, что составляет около 5% годового ВВП России.

Наряду с очевидными благами мировая информационно-технологическая революция создала принципиально новые потенциальные угрозы жизнедеятельности как отдельных обществ, государств и их граждан, так и мирового сообщества в целом. В наибольшей степени это касается терроризма, мутация которого, по мнению специалистов, в наибольшей степени происходят именно в информационной сфере.

Быстрое развитие новых технологий существенно расширило возможности террористических организаций по манипулированию сознанием населения при подготовке и проведении террористических акций.

В связи с этим следует подчеркнуть такие характеристики современного терроризма:

  • нацеленность на получение сильного эмоционального эффекта от своих действий в обществе. Это выражается посредством достижения состояния страха и неуверенности у атакуемого населения и стремления к одобрению и симпатиям у своих последователей;
  • ориентация на распространение информации о совершённом теракте среди широкой общественности;
  • атаки производятся на такие объекты, которые имеют особый символический смысл для общества;
  • применение насилия террористами воспринимается в обществе (в первую очередь в развитых странах) как противоестественное, вступает в конфликт с социальными нормами и порождает в результате чувство тревоги, неуверенности и неизвестности.

При этом информационно-подрывная деятельность террористов может носить явный характер, и проводиться ими открыто или осуществляться скрытно, вестись от имени антитеррористических сил либо анонимно.

Основная цель террористов состоит в том, чтобы террористический акт стал известен населению и органам власти, получил широкий общественный резонанс. Такой общественный резонанс порождает страх и панические настроения среди членов общества, приводит к потере доверия к власти, и в конечном итоге вызывает политическую нестабильность.

Исходя из этого можно сделать вывод о наличии особой информационно-коммуникативной стратегии терроризма, которая и отличает его от каких-либо иных повстанческих или диверсионных действий. Посредством подобной стратегии террористические организации демонстрируют свою способность воздействия на органы государственной власти. Достигаемый эффект в значительной степени зависит:

  • от возможностей и особенностей функционирования в конкретном обществе каналов коммуникации;
  • от характера появляющихся в средствах массовой информации сообщений;
  • от способности СМИ представить случившееся как сенсацию.

Серьезную опасность представляет стремление международных террористических организаций использовать СМИ в качестве инструмента достижения своих преступных целей. У современного террора полем боя становится телеэкран. И не случайно в своих акциях террористы прежде всего требуют не денег, а ставят политические цели, требуют телекамеру и тележурналистов. Цель – манипулирующее воздействие на общество, чтобы уже оно предъявляло ультиматум своим лидерам.

Как показывает практика, информационный терроризм направлен не только на нанесение ущерба интересам отдельных государств, но и на расширение политического, экономического, идеологического влияния международных террористических организаций в мировом сообществе.

Развитие трансграничных электронных СМИ существенно расширяет возможности международных террористических организаций по манипулированию массовым сознанием. Такое, манипулирование, имея «мишенью» население нацеливается на изменение его сознания и поведения в выгодную для террористов сторону. При этом недостаточная информационная культура определенной части населения, слабая защищенность его от влияния экстремистской идеологии приводят к тому, что манипулируемые часто не сознают, что их мировоззрение идеалы, ценности, потребности и в целом образ мыслей во многом определяются антиобщественными интересами тех, кто ими манипулирует и стремится к господству над их духовным миром.

Современный информационный арсенал террористов насчитывает сотни приемов манипулирования с использованием СМИ, каналов межличностной, личностно-групповой и межгрупповой коммуникации. Информационно-террористическая деятельность все чаще приобретает скрытый, изощренный, заказной и долговременный характер, хорошо обеспечивается материально, ее способы и методы постоянно оттачиваются и совершенствуются от одного террористического акта к другому.

Особую озабоченность вызывает возможность использования террористами новых и нетрадиционных информационных технологий для оказания скрытого информационно-манипулятивного воздействия на сознание и деятельность людей. Так, в частности, отличительной особенностью реализации информационно-коммуникативной стратегии терроризма является активное использование возможностей глобальной сети Интернет.

Относительная дешевизна, простота и доступность современных средств информации позволяют террористам проводить свои преступные акции, находясь на значительно «безопасном» расстоянии от объекта терроризма, оставаться довольно длительное время безнаказанными. При этом наносится значительный материальный и моральный ущерб обществу, государству, личности.

Как показывает практика Интернет, электронная почта, системы цифровой телефонной радиосвязи обеспечивают экстремистам не только более широкие возможности для взаимодействия и пропаганды своих идей, но также для ведения информационных войн.

Об этом в частности свидетельствует появление нового вида преступной деятельности, получившей название «сетевая война» (netwar). Вести ее могут небольшие группы специально подготовленных кибертеррористов и даже одиночки географически отдаленные друг от друга, но тайно общающиеся между собой в «сетевом» формате. Теоретической основой такой деятельности является концепция «сопротивление без руководства», лидера американской радикальной организации «Крайние правые» Л. Бим. Согласно этой концепции все члены группы («ячейки-фантомы») действуют независимо друг от друга и никогда не обращаются в центральную штаб-квартиру или к лидерам за указаниями. Предполагается, что они сами обязаны знать, что и как делать, реагируя на конкретные события. Информационную же подпитку они получают через анонимно распространяемые электронные бюллетени и страницы в Интернете. Указанная форма организации, получившая название networking помогает экстремистам находить союзников, реализовывать свое влияние, а также осуществлять управление проводимыми операциями.

Все это свидетельствует о том, что наблюдаемое в последнее время усиление влияния информационных технологий практически на все сферы жизнедеятельности человечества выдвигают задачу информационного противодействия в разряд основных задач борьбы с терроризмом.

Между тем современные реалии свидетельствуют о том, что информационное противодействие является одним из наименее разработанных направлений антитеррористической деятельности как на уровне международного сотрудничества, так и непосредственно в Российской Федерации.

Более того, само понятие «информационное противодействие» вплоть до настоящего времени не получило своего терминологического определения. По крайней мере, в официальных источниках сущность и содержание информационного противодействия терроризму не определены.

На практике же информационный аспект борьбы с терроризмом предполагает лишь реализацию мер защитного характера. Реализация активных мер информационного противодействия угрозам терроризма в официальных документах не предусматривается.

Так, в Доктрине информационной безопасности, утвержденной Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 года № Пр-1895 данное направление предполагает только лишь предотвращение несанкционированного доступа «…к информации международных правоохранительных организаций, ведущих борьбу с транснациональной организованной преступностью, международным терроризмом…».

В Федеральном законе Российской Федерации от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» информационное противодействие предполагается только лишь в рамках статьи 11, определяющей правовой режим контртеррористической операции.

Таким образом, деятельность органов безопасности Российской Федерации по информационному противодействию терроризму предполагается только после совершения теракта и не предусматривает активных предупредительных мер. В этом на наш взгляд уязвимость существующий в Российской Федерации системы информационного противодействия терроризму, поскольку информационное воздействие терроризма носит, как показывает анализ, именно наступательный характер.

Не нашло своего отражения информационное противодействие терроризму и в новой редакции модельного закона СНГ «О борьбе с терроризмом» (Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств − участников Содружества Независимых Государств от 17 апреля 2004 года № 23-5). Новеллой данного закона является глава 3 «Информационно-пропагандистское обеспечение борьбы с терроризмом». Несмотря на своё название, глава содержит лишь нормы регламентирующие деятельность СМИ по содействию в борьбе с терроризмом, а также меры профилактики терроризма с использованием средств массовой информации. Статья 9 данного закона определяет ответственность средств массовой информации за нарушения в части содействия борьбе с терроризмом.

Закон, таким образом, не предусматривает ни противодействия информационному терроризму, ни использование информационных технологий в борьбе с терроризмом.

К этому следует добавить также и тот факт, что Российская Федерация в силу ряда обстоятельств вплоть до настоящего времени не присоединилась к Конвенции Совета Европы о киберпреступности, направленной на борьбу с преступлениями в сфере компьютерной информации.

В целом, как показывает анализ, в Российской Федерации вплоть до настоящего времени нормативно-правовая база, регламентирующая информационное противодействие терроризму, особенно с использованием информационных технологий не разработана.

Исключение в этом плане представляют лишь ведомственные нормативные акты правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с терроризмом (Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности и Национального антитеррористического комитета). Таким образом, само информационное противодействие терроризму носит ведомственный характер.

На основе анализа реальной политической практики представляется возможным определить информационное противодействие терроризму как комплекс мероприятий по поражению информационного ресурса террористических организаций, блокированию осуществляемых ими информационных процессов и внедрению дезинформации на всех этапах их реализации.

Сущность информационного противодействие терроризму заключается в обеспечении достижения целей государственной антитеррористической политики путем применения специальных средств и способов воздействия на информационный ресурс террористических структур, а также осуществление защиты и эффективного использования собственного информационного ресурса.

  • противодействие идеологии терроризма, сепаратизма, национализма, религиозного экстремизма;
  • информационное обеспечение контртеррористической деятельности через средства массовой информации и другие информационные каналы;
  • прогнозирование террористической угрозы, источников ее формирования и развития, а также условий реализации;
  • поиск, сбор, добывание и анализ оперативной информации о действиях террористических организаций и их пособников;
  • четкое информационное взаимодействие между субъектами контртеррористической деятельности и надежное обеспечение защиты оперативной информации;
  • информационная работа с местным населением, формирование бдительности, морально-психологической устойчивости, сплоченности, дисциплинированности и личной ответственности;
  • обучение населения правилам поведения в условиях возрастания террористической угрозы, в случаях террористических акций, своевременная первая помощь, материальная и моральная поддержка лиц, пострадавших от террористов;
  • информационное воздействие на сознание террористов, их пособников, организаторов и вдохновителей, на международные террористические организации;
  • создание организационных, правовых, научных, технических, кадровых, финансовых и других благоприятных условий для эффективного информационного обеспечения контртеррористической деятельности.

В настоящее время систему информационного противодействия терроризму в РФ составляют соответствующие структуры Федеральной службы безопасности, Министерства внутренних дел и ряда других структур.

Наиболее целенаправленно деятельность по информационному противодействию терроризму осуществляется Национальным антитеррористическим комитетом.

Так, по материалам открытой печати в рамках разработанной Национальным антитеррористическим комитетом федеральной целевой программы «Антитеррор 2008 – 2012» предполагается реализовать более семидесяти мероприятий, цель которых – создание учебной базы для подготовки специалистов антитеррористических подразделений, формирование единой информационной среды, а также ввод в эксплуатацию новых технических средств выявления и пресечения террористической деятельности.

Важнейшим направлением информационного противодействия международному терроризму является развитие сотрудничества государств СНГ, других региональных организаций и ООН.

Так, в рамках Антитеррористического центра (АТЦ) СНГ в целях накопления, обобщения и систематизации информации в сфере борьбы с терроризмом, а также повышения межгосударственного информационного взаимодействия создана и эксплуатируется межгосударственная автоматизированная информационная система – Специализированный банк данных АТЦ СНГ. Тематический перечень накапливаемых в нем сведений, определенный Положением об АТЦ СНГ, первоначально включал информацию о международных террористических и иных экстремистских организациях, их лидерах, причастных к ним лицах; состоянии, динамике и тенденциях распространения международного терроризма, а также о неправительственных структурах и лицах, оказывающих поддержку международным террористам.

По мере развития Специализированного банка данных, с учетом расширения и уточнения приоритетных направлений деятельности Центра сформирован ряд тематических информационных массивов. В их числе массивы, содержащие сведения в отношении лиц, объявленных в международный розыск по подозрению в совершении преступлений террористического характера; юридических и физических лиц, финансирующих террористические и экстремистские организации; лиц и организаций, подозреваемых в причастности к совершению актов терроризма с использованием террористов-смертников.

Реальным вкладом в развитие международного анти террористического взаимодействия является разработка Антитеррористическим центром СНГ концепции сотрудничества органов безопасности и спецслужб в сфере информационного противодействия терроризму и экстремизму. В рамках данной концепции Антитеррористическим центром СНГ реализуется комплекс мер, направленных на создание единого правового поля в сфере информационного противодействия терроризму.

Информационное противодействие терроризму является одним из приоритетных направлений деятельности ОДКБ. Реализуемые в данной области мероприятия предполагают содействие становлению и укреплению потенциала коллективного информационного противодействия террору, наркоугрозе и другим вызовам на пространстве ОДКБ.

С этой целью Организация наращивает международные связи, находит сторонников и союзников в наиболее влиятельных СМИ, привлекает к сотрудничеству писателей, ученых, деятелей культуры, организует работу так, чтобы на экранах и печатных полосах появлялись правдивые материалы контртеррористической, антинаркотической тематики, против экстремизма и идеологии насилия.

В рамках Целевой программы предусмотрено создание в формате ОДКБ Совета по координации информационной политики, который формировал бы приоритетные направления совместной работы. Предполагается, что это будет вспомогательный орган при ОДКБ, который при должной инициативе и активности его участников мог бы стать важным компонентом в работе по реализации целей и задач ОДКБ и, прежде всего, по антитеррору.

Таким образом, информационное противодействие терроризму, осуществляемое в Российской Федерации и региональных структурах СНГ предполагает комплексную реализацию системы мер по профилактике и предупреждению терроризма посредством сбора и анализа информации о террористических структурах и их нейтрализации посредством использования информационных ресурсов, прежде всего с помощью СМИ.

Зарубежный опыт информационного противодействия терроризму несколько отличается от российского.

Так, например, в США информационное противодействие терроризму реализуется посредством информационных операций, под которыми понимаются «действия, направленные на достижение информационного превосходства путем воздействия на информацию противника, основанные на информации процессы, информационные системы и компьютерные сети, и принятие мер по защите собственной информации».

В зависимости от объектов воздействия информационные операции наступательного характера западные специалисты подразделяют на три основных вида:

  • нападение на инфраструктуры противника в целях нанесения ущерба накопленной информации или информационным системам;
  • дезинформация противника путем манипулирования фактами (их искажение или фальсификация), с тем, чтобы вынудить его осуществлять действия не соответствующие его интересам;
  • оказание влияния на волю и настроения (психологические операции) общества в целом, его отдельных групп или индивидов, с тем, чтобы вызвать страх, породить раскол или брожение, а также другие негативные явления.

Последние два вида информационных операций считаются наиболее приемлемыми в борьбе с международным терроризмом. Психологическое воздействие на население позволяет внушить обществу отрицательное отношение к фанатизму, насилию, расизму и т. д., что лишает террористов поддержки, ограничивает их возможности в вербовке пополнения и добывания финансовых средств.

Особым направлением информационного противодействия терроризму в США и ряде западных стран является использование информационных технологий.

Например, еще в июне 2004 года руководители американского, британского и австралийского антитеррористических центров объявили о намерении создать единую информационную сеть, которая, «позволит предотвращать акции Аль-Каиды и союзных с ней формирований на всей территории земного шара». Основным направлением работы этой сети должно стать максимальное информационное покрытие всех потенциально опасных зон и регионов мира и непрерывная циркуляция данных о предполагаемых терактах или перемещениях террористов для оперативного принятия компетентными службами соответствующих мер.

В результате была создана структура, которая полностью повторяла систему глобального радиоперехвата ECHELON времен мировой войны. Участниками современной глобальной антитеррористической сети являются: в США – Национальный контртеррористический цент, В Великобритании – Объединенный Центр анализа терроризма, в Австралии – Национальный центр распределения угроз, в Канаде – Объединенный центр распределения угроз, в Новой Зеландии – Совместная группа распределения угроз.

Кроме структуры и состава участников, создатели глобальной антитеррористической сети взяли у ECHELON еще одну идею – создание единой технологической площадки для взаимного обмена информацией.

Так, по оценкам западных специалистов, только на каналах мобильной и стационарной телефонной связи эта система ежегодно перехватывает по всему миру и обрабатывает не менее 4 млрд. переговоров.

Сформированная глобальная антитеррористическая сеть используется также для перехвата и обработки информации, в том числе зашифрованной, циркулирующей в системах высокоскоростной кабельной связи в подземном, наземном и подводном исполнении. Важным направлением использования системы в борьбе против терроризма является фильтрация и обработка сообщений электронной почты и файлов, передаваемых через сеть Интернет. Что касается обработки файлов, передаваемых через сеть особенно цифровых фотографий и другой графики, то средствами системы ECHELON осуществляется их сканирование и статистический анализ на наличие стенограмм, которыми потенциально могут пользоваться террористические организации для скрытой передачи зашифрованных конфиденциальных данных. В случае обнаружения закамуфлированных криптограмм производится их расшифровка с использованием имеющихся программных средств.

Таким образом, анализ существующей практики и тенденций развития информационного противодействия терроризму свидетельствует о различных подходах к предотвращению и нейтрализации угроз терроризма. Эффективное решение этой задачи требует координации усилий, базирующихся на общедоступном обмене информации, о достижениях в области информационной безопасности как отдельных государств, так и мирового сообщества в целом. Это обусловлено тем, что современная глобализация предполагает и глобализацию терроризма, выход его на транснациональный (международный) уровень и соответственно глобализацию информационного противодействия ему.

Бочарников Игорь Валентинович